112 военнослужащих Национальной армии стали донорами плазмы крови, передав 350 единиц плазмы для больных коронавирусом. По данным Национального центра переливания крови (НЦПК), военнослужащие Национальной армии среди главных доноров крови, в том числе реконвалесцентной плазмы, используемой при коронавирусной инфекции.
«Плазма попадает к тяжелобольным COVID-19, госпитализированным в республиканские, муниципальные и районные медицинские учреждения, по запросу. Для продуктов плазмы учитывается только принадлежность к определенной группе крови по системе AB0, т.е. переливание проводят по группам крови, другие совместимости не реализуются», — отметила Сильвия Рошка, заместитель директора данного центра.
Активные доноры
Военнослужащий Думитру Кицану ‒ один из самых щедрых доноров Национальной армии. С июля он сдавал плазму крови восемь раз и готов повторить. «Я являюсь донором уже два года, за это время сдавал кровь 14 раз. После того, как переболел COVID-19, я с радостью стал помогать другим людям, так что через две-три недели я снова донор», — поведал молодой человек.
Его коллега Даниел Роман, заразившийся в тот же период, был донором четыре раза. «Когда я согласился сдать плазму, я подумал, прежде всего, о моих дедушке с бабушкой, которые пожилые, и я знаю, что этот вирус особенно безжалостен именно к пожилым людям. Вот почему я хотел быть полезным. А еще мне нравятся сладости и продукты, которые дают донорам после сдачи крови, это немного ободряет и меня, и товарищей, с которыми я ими делюсь», — сказал Даниел Роман.
Если эти двое молодых людей легко победили вирус, третий, Петру Гросу, боролся с ним три недели в больнице. Через 10 дней после выздоровления он направился в медкабинет сдавать плазму. «Тот факт, что одна доза плазмы спасает три жизни, побудил меня внести свой вклад в улучшение ситуации. Еще меня привлекают два дня отдыха: в первый день нас освобождают от физических нагрузок, чтобы проверить, нет ли у нас осложнений, а на второй день — отдых. На самом деле, честно говоря, если бы я не служил в армии, я бы все равно сдавал кровь», — утверждает Петру Гросу.
Эти молодые доноры, с сиюминутным восприятием и мотивированные внешними стимулами, такими как пачка сладостей или день отдыха, возможно даже не до конца осознают, насколько ценным был их вклад для более одной тысячи человек, которые, вырвавшись из цепких лап коварной инфекции, несомненно, молча благодарят анонимных спасателей за жизнь.
Этот жест тем более героический, что сдача реконвалесцентной плазмы ограничена по времени ‒ всего 60 дней, максимум 90 дней сохраняются антитела к вирусу COVID-19 в организме человека, подчеркнула Сильвия Рошка.
«Эта плазма помогает в первые дни болезни и, учитывая, что в последнее время спрос на реконвалесцентную плазму значительно увеличился, хранить этот компонент крови в течение 36 месяцев, сколько это возможно в специализированных холодильных приборах, сейчас не удается», — пояснила Сильвия Рошка.
Следует отметить, что после сдачи крови на плазму организм восстанавливается в течение 48 часов, а интервал между процедурами сдачи крови на плазму должен быть не менее двух недель, уточнила специалист.
Сдавать кровь на плазму нельзя в любое время, но лишь при определенных условиях
«Сбор крови и плазмы у доноров-военнослужащих осуществляется индивидуально и коллективно. Во втором случае это проходит либо в пунктах сбора крови, либо в воинских частях, в соответствующих помещениях. Из-за пандемии мы не смогли полноценно участвовать в кампании по сдаче крови, как мы это делали много лет подряд», — уточнил полковник Серджиу Кырлан, начальник военно-медицинского управления Генерального штаба Национальной армии.
Тем не менее, у нас есть достаточное количество запасов продуктов крови, чтобы обеспечить потребности медицинских учреждений, заключила Сильвия Рошка, заместитель директора Национального центра переливания крови.
Борьба продолжается до полного, окончательного исчезновения вируса, и на протяжении всего этого периода военнослужащие будут поддерживать общество ‒ не из обязанности, а из-за глубокого чувства гражданской ответственности, из-за привычки помогать, из-за желания поддерживать мир, и, само собой разумеется, здоровье для всех членов общества.